Спросите у любого, что делает менеджер в Standoff — вам ответят: ищет праки. Но это до тех пор, пока вы не встретите Toss. Он и оператор, и монтажер, и эмоциональный стабилизатор команды. Мы расспросили Лёшу, каково это — вывозить киберспортивную команду и одновременно пытаться не сойти с ума от сроков, съёмок и буткемпов.
Сложно представить киберспортивную команду без игроков и тренера. А вот о менеджерах вспоминают нечасто. Ты — один из немногих, кто стал заметным. Кто такой менеджер в Standoff?
Toss: Думаю, что заметным я стал скорее как контент-мейкер, нежели менеджер. Уверен,в мировом киберспорте у менеджеров гораздо больше задач, чем у нас в «Стандоффчике». Менеджер — это решала, который берет на себя любые проблемы игроков. Но мне в этом плане повезло: мои ребята давно варятся в кибере и не засыпают меня глупыми вопросами.
Получается, и менеджер, и логист, и контент-мейкер... Это не сводит с ума?
Toss: Если смотреть со стороны, то я действительно много работаю. Часто без выходных. Это тяжело, но я втянулся. Всё спасает то, что мне по-настоящему нравится, чем я занимаюсь. Плюс поездки, смена обстановки, живой ритм — не дают тронуться умом.
Сейчас ты на виду, но давай вернёмся назад. Как всё начиналось?
Toss: Не сказал бы, что я прям «на виду». Постят иногда, конечно, но до уровня игроков мне далеко. Началось всё с того, что я снимал ролики для CYBERHERO, когда они ещё были турнирным оператором. Потом организация подписала команду, и нужен был человек, который мог бы делать с ними контент. Ну, я и оказался рядом. Чуть позже освободилась должность менеджера, и мне её доверили.
Был момент, когда ты понял: «Вот оно. Это моё»?
Toss: Я рад, что занимаюсь тем, чем занимаюсь. Но откровенно? Для меня апгрейдом было бы перейти из мобильного киберспорта в ПК. Всё-таки компьютерные дисциплины мне ближе.

Закулисье
Как выглядит твой обычный день? Где рутина, а где адреналин?
Toss: Всё просто: просыпаюсь, завтракаю, монтирую видео, параллельно решаю менеджерские задачи. Если чувствую, что сделал достаточно, могу заняться своими делами. В последнее время, моим свободным временем стала Mobile Legends, мне нужно снимать много игрового материала, поэтому это тоже часть работы, но уже более развлекательная. Ну и всё, спать ложусь. И так до выходных. Адреналина тоже хватает. Зачастую, это точно такие же обычные дни, только без выходных.
Какие задачи забирают больше всего времени и нервов?
Toss: Был случай, когда у нас шли два турнира одновременно — Rush VTB Cup и EPIC. Документации тогда навалилось столько, что жопа у меня горела знатно. Заполнить, распечатать, подписать, отправить, ничего не перепутай. При этом видеомонтаж с меня никто не снимал. Крутился как мог.
А бывали ситуации, когда всё сыпалось, и приходилось вытаскивать в последний момент?
Toss: Ну, разве что однажды дизайнер прислал превью за пять минут до публикации ролика. Немного на нервах, но не критично: мог бы выложить и позже.К тому же, если полностью отказаться от свободного времени и работать 12-14 часов, то успеваешь и поработать, и поспать. Единственный минус — в компик вечером не порубиться. Но иногда нужно уметь чем-то жертвовать.

Быт и логистика
Какой выезд с командой был самым стрессовым? Что пошло не так — и как ты справился?
Toss: Всего выездов у меня было три, но больше всего запомнился самый первый. Мы только подписали команду, я приехал к ним на буткемп и должен был снять и смонтировать влог. До этого с таким форматом не сталкивался — было страшно. Да и самих ребят я до этого ни разу не видел, то есть нужно было не только технически выдать качество, но и найти подход к совершенно незнакомым людям. Первый опыт, он всегда такой. Но вроде справился. Теперь стараюсь делать лучше каждый раз.
С чего начинается подготовка к турниру? Что может выстрелить в спину в самый неожиданный момент?
Toss: Всё начинается с подачи состава. Организаторы предупреждают об этом сильно заранее, а потом напоминают об этом всего один раз в последний день и момент — чуть ли не за 4 часа до дедлайна — так себе расклад с моей памятью. Так что чаще всего «стрелял в спину» я сам себе. Поэтому сейчас стараюсь не откладывать: пришло письмо, сразу делаю.
Атмосфера и психология
Как ты понимаешь, что в команде что-то не так? Видно ли заранее, что назревает конфликт или даже кик?
Toss: Я всегда открыт для общения — если кому-то нужно поговорить или поделиться, я рядом. Кто-то этим пользуется, кто-то — нет. Сам не навязываюсь. У нас в команде есть Артур — он за главного, он чувствует атмосферу лучше всех.
Ты ближе игрокам как друг или как авторитет? Было ли сложно найти баланс? Сказывается ли разница в возрасте?
Toss: Только как друг. Я контент-мейкер, мне по долгу службы нужно быть весёлым, подыгрывать, подшучивать — иначе контент не получится. Быть немного клоуном — часть роли. А с ребятами... честно, рядом с ними я снова чувствую себя подростком. Возраст вообще не мешает!
Было ли, что ты первым замечал, как кто-то из игроков выгорает?
Toss: Да, были случаи. Но тут без комментариев.

Стратегия и коммуникация
Ты участвуешь в стратегических решениях или стараешься не лезть в игровую часть? Помогает ли твой опыт в Dota — всё-таки 7к, а может, и больше?
Toss: Как я уже говорил — Артур у нас всему голова. Я в шутерах совершенно не разбираюсь. Даже если бы у меня было 12к в Доте — это бы ничего не изменило. Разные игры, разный подход.
А что насчёт подбора игроков? Это зона ответственности менеджера или совместное решение?
Toss: Игроков набирает Артур. И увольняет — тоже он. Я и организация в это не вмешиваемся. У него все полномочия.
Кто решает, кто будет представлять команду публично? Кто дает интервью, выходит на сцену?
Toss: Тут всё просто: если речь о контенте — снимается тот, кто не против камер и любит поболтать. Есть один особенно кудрявый, он как раз такой. А если речь о сцене или турнире, обычно выступает капитан.

Медийность и контент
Помимо менеджмента ты еще и отвечаешь за контент. Как удается совмещать?
Toss: Само по себе менеджерство не отнимает так уж много времени. Но если добавить к этому монтаж видео — выходит часов десять в день. Иногда больше. Тут главное — режим и не сойти с ума.
Что из контента «зашло» сильнее всего?
Toss: Самое запоминающееся — первый влог с буткемпа. Он набрал 5 тысяч просмотров за шесть часов. Это была первая работа с командой, поэтому запомнился. В целом ролики у нас собирают примерно одинаково. Ждём прорыва.
Есть ли стратегия продвижения? Или всё на интуиции?
Toss: Всё приходит через пробу и ошибку. Снимаем, смотрим, анализируем — и уже на основе этого планируем следующий шаг. Проблема в том, что большинство зрителей в Standoff вообще не интересуется киберспортом. Им подавай только кейсы и скины.
Если бы у тебя был бюджет как у Netflix, какой бы проект ты снял?
Toss: Ну если прям как у Нетфликс, то по-любому неплохой идеей было бы снять что-то в духе Королевской битвы, какое-нибудь экстремальное выживание в лесу необитаемого острова, где по итогу будет лишь один победитель. Подобные проекты интересно смотреть, не знаю, это первое, что пришло в голову.
Впрочем, иногда складывается впечатление, что любой ролик даже со спецэффектами как у «Мстителей» — всё равно не наберёт больше 100 тысяч просмотров. В нашем сегменте просто нет такого количества аудитории, которая интересовалась бы киберспортивной стороной Standoff.

Личное
Что в твоей работе самое тяжёлое — то, о чём никто даже не догадывается?
Toss: Наверное, создание контента на буткемпе. Когда ты с камерой 24/7 — не всем это по душе. Игрокам не нравится, когда их снимают во время еды, тренировок, просто отдыха. В кадре они улыбаются, но за кадром — устают, нервничают. Во влогах этого, конечно, не заметно, что и является частью моей работы, которую трудно заметить без погружения в процесс
А что самое классное? Ради чего всё это?
Toss: Самое крутое — быть частью киберспорта, пусть даже мобильного. Эмоции, которые ты проживаешь вместе с командой — поражения, победы — не сравнятся ни с чем.
Есть ли правило, которому ты как менеджер никогда не изменяешь?
Toss: Хотел бы сказать, что есть, но, честно, всё зависит от ситуации. Импровизация — наше всё.
Какой стереотип о менеджерах раздражает больше всего?
Toss: Наверное, то, что большинству менеджеров в Standoff ещё нет и пятнадцати. Восемнадцатилетних можно по пальцам пересчитать. И ещё: будто вся наша работа — найти праки и пойти спать. Это не так.
Ты когда-нибудь жалел, что выбрал этот путь?
Toss: Скорее этот путь выбрал меня. Я не искал специально работу в киберспорте, всё случилось постепенно. И как-то стало родным.

Финалочка
Менеджеры в киберспорте — это всерьёз и надолго? Или нас всех заменит автоматизация?
Toss: Менеджеры останутся. Без них никуда. Игроки не должны отвлекаться ни на что, кроме игры. И если честно, я не могу себе представить, как автоматизировать всё то, с чем мне приходится сталкиваться каждый день.
И напоследок: если бы ты мог оставить после себя «учебник менеджера», что было бы на первой странице?
Toss: Найти праки. И лечь спать.
