Спросите у любого, что делает менеджер в Standoff — вам ответят: ищет праки. Но это до тех пор, пока вы не встретите Toss. Он и оператор, и монтажер, и эмоциональный стабилизатор команды. Мы расспросили Лёшу, каково это — вывозить киберспортивную команду и одновременно пытаться не сойти с ума от сроков, съёмок и буткемпов.

Сложно представить киберспортивную команду без игроков и тренера. А вот о менеджерах вспоминают нечасто. Ты — один из немногих, кто стал заметным. Кто такой менеджер в Standoff?

Toss: Думаю, что заметным я стал скорее как контент-мейкер, нежели менеджер.  Уверен,в мировом киберспорте у менеджеров гораздо больше задач, чем у нас в «Стандоффчике». Менеджер — это решала, который берет на себя любые проблемы игроков. Но мне в этом плане повезло: мои ребята давно варятся в кибере и не засыпают меня глупыми вопросами.

Получается, и менеджер, и логист, и контент-мейкер... Это не сводит с ума?

Toss: Если смотреть со стороны, то я действительно много работаю. Часто без выходных. Это тяжело, но я втянулся. Всё спасает то, что мне по-настоящему нравится, чем я занимаюсь. Плюс поездки, смена обстановки, живой ритм — не дают тронуться умом.

Сейчас ты на виду, но давай вернёмся назад. Как всё начиналось?

Toss: Не сказал бы, что я прям «на виду». Постят иногда, конечно, но до уровня игроков мне далеко. Началось всё с того, что я снимал ролики для CYBERHERO, когда они ещё были турнирным оператором. Потом организация подписала команду, и нужен был человек, который мог бы делать с ними контент. Ну, я и оказался рядом. Чуть позже освободилась должность менеджера, и мне её доверили.

Был момент, когда ты понял: «Вот оно. Это моё»?

Toss: Я рад, что занимаюсь тем, чем занимаюсь. Но откровенно? Для меня апгрейдом было бы перейти из мобильного киберспорта в ПК. Всё-таки компьютерные дисциплины мне ближе.

Toss наблюдает за игрой своей команды на Rush VTB CUP
Toss наблюдает за игрой своей команды на Rush VTB CUP

Закулисье

Как выглядит твой обычный день? Где рутина, а где адреналин?

Toss: Всё просто: просыпаюсь, завтракаю, монтирую видео, параллельно решаю менеджерские задачи. Если чувствую, что сделал достаточно, могу заняться своими делами. В последнее время, моим свободным временем стала Mobile Legends, мне нужно снимать много игрового материала, поэтому это тоже часть работы, но уже более развлекательная. Ну и всё, спать ложусь. И так до выходных. Адреналина тоже хватает. Зачастую, это точно такие же обычные дни, только без выходных.

Какие задачи забирают больше всего времени и нервов?

Toss: Был случай, когда у нас шли два турнира одновременно — Rush VTB Cup и EPIC. Документации тогда навалилось столько, что жопа у меня горела знатно. Заполнить, распечатать, подписать, отправить, ничего не перепутай. При этом видеомонтаж с меня никто не снимал. Крутился как мог. 

А бывали ситуации, когда всё сыпалось, и приходилось вытаскивать в последний момент?

Toss: Ну, разве что однажды дизайнер прислал превью за пять минут до публикации ролика. Немного на нервах, но не критично: мог бы выложить и позже.К тому же, если полностью отказаться от свободного времени и работать 12-14 часов, то успеваешь и поработать, и поспать. Единственный минус — в компик вечером не порубиться. Но иногда нужно уметь чем-то жертвовать. 

Toss монтирует ролик для своей команды
Toss монтирует ролик для своей команды

Быт и логистика

Какой выезд с командой был самым стрессовым? Что пошло не так — и как ты справился?

Toss: Всего выездов у меня было три, но больше всего запомнился самый первый. Мы только подписали команду, я приехал к ним на буткемп и должен был снять и смонтировать влог. До этого с таким форматом не сталкивался — было страшно. Да и самих ребят я до этого ни разу не видел, то есть нужно было не только технически выдать качество, но и найти подход к совершенно незнакомым людям. Первый опыт, он всегда такой. Но вроде справился. Теперь стараюсь делать лучше каждый раз.

С чего начинается подготовка к турниру? Что может выстрелить в спину в самый неожиданный момент?

Toss: Всё начинается с подачи состава. Организаторы предупреждают об этом сильно заранее, а потом напоминают об этом всего один раз в последний день и момент — чуть ли не за 4 часа до дедлайна — так себе расклад с моей памятью. Так что чаще всего «стрелял в спину» я сам себе. Поэтому сейчас стараюсь не откладывать: пришло письмо,  сразу делаю.

07.05.25 / 17:19

Кто такие менеджеры в киберспорте и зачем они нужны

новость

Атмосфера и психология

Как ты понимаешь, что в команде что-то не так? Видно ли заранее, что назревает конфликт или даже кик?

Toss: Я всегда открыт для общения — если кому-то нужно поговорить или поделиться, я рядом. Кто-то этим пользуется, кто-то — нет. Сам не навязываюсь. У нас в команде есть Артур — он за главного, он чувствует атмосферу лучше всех.

Ты ближе игрокам как друг или как авторитет? Было ли сложно найти баланс? Сказывается ли разница в возрасте?

Toss: Только как друг. Я контент-мейкер, мне по долгу службы нужно быть весёлым, подыгрывать, подшучивать — иначе контент не получится. Быть немного клоуном — часть роли. А с ребятами... честно, рядом с ними я снова чувствую себя подростком. Возраст вообще не мешает!

Было ли, что ты первым замечал, как кто-то из игроков выгорает?

Toss: Да, были случаи. Но тут без комментариев. 

Toss на буткемпе — снимает команду на басткетбольной площадке
Toss на буткемпе — снимает команду на басткетбольной площадке

Стратегия и коммуникация

Ты участвуешь в стратегических решениях или стараешься не лезть в игровую часть? Помогает ли твой опыт в Dota — всё-таки 7к, а может, и больше?

Toss: Как я уже говорил — Артур у нас всему голова. Я в шутерах совершенно не разбираюсь. Даже если бы у меня было 12к в Доте — это бы ничего не изменило. Разные игры, разный подход. 

А что насчёт подбора игроков? Это зона ответственности менеджера или совместное решение?

Toss: Игроков набирает Артур. И увольняет — тоже он. Я и организация в это не вмешиваемся. У него все полномочия.

Кто решает, кто будет представлять команду публично? Кто дает интервью, выходит на сцену?

Toss: Тут всё просто: если речь о контенте — снимается тот, кто не против камер и любит поболтать. Есть один особенно кудрявый, он как раз такой. А если речь о сцене или турнире, обычно выступает капитан.

Тот самый «один особенно кудрявый» ака Антон xZise
Тот самый «один особенно кудрявый» ака Антон xZise

Медийность и контент

Помимо менеджмента ты еще и отвечаешь за контент. Как удается совмещать?

Toss: Само по себе менеджерство не отнимает так уж много времени. Но если добавить к этому монтаж видео — выходит часов десять в день. Иногда больше. Тут главное — режим и не сойти с ума.

Что из контента «зашло» сильнее всего?

Toss: Самое запоминающееся — первый влог с буткемпа. Он набрал 5 тысяч просмотров за шесть часов. Это была первая работа с командой, поэтому запомнился. В целом ролики у нас собирают примерно одинаково. Ждём прорыва.

Есть ли стратегия продвижения? Или всё на интуиции?

Toss: Всё приходит через пробу и ошибку. Снимаем, смотрим, анализируем — и уже на основе этого планируем следующий шаг. Проблема в том, что большинство зрителей в Standoff вообще не интересуется киберспортом. Им подавай только кейсы и скины.

Если бы у тебя был бюджет как у Netflix, какой бы проект ты снял?

Toss:  Ну если прям как у Нетфликс, то по-любому неплохой идеей было бы снять что-то в духе Королевской битвы, какое-нибудь экстремальное выживание в лесу необитаемого острова, где по итогу будет лишь один победитель. Подобные проекты интересно смотреть, не знаю, это первое, что пришло в голову.

Впрочем, иногда складывается впечатление, что любой ролик даже со спецэффектами как у «Мстителей» — всё равно не наберёт больше 100 тысяч просмотров. В нашем сегменте просто нет такого количества аудитории, которая интересовалась бы киберспортивной стороной Standoff. 

Toss и xZise снимаются в ролике для блога команды
Toss и xZise снимаются в ролике для блога команды

Личное

Что в твоей работе самое тяжёлое — то, о чём никто даже не догадывается?

Toss: Наверное, создание контента на буткемпе. Когда ты с камерой 24/7 — не всем это по душе. Игрокам не нравится, когда их снимают во время еды, тренировок, просто отдыха. В кадре они улыбаются, но за кадром — устают, нервничают. Во влогах этого, конечно, не заметно, что и является частью моей работы, которую трудно заметить без погружения в процесс 

А что самое классное? Ради чего всё это?

Toss: Самое крутое — быть частью киберспорта, пусть даже мобильного. Эмоции, которые ты проживаешь вместе с командой — поражения, победы — не сравнятся ни с чем.

Есть ли правило, которому ты как менеджер никогда не изменяешь?

Toss: Хотел бы сказать, что есть, но, честно, всё зависит от ситуации. Импровизация — наше всё.

Какой стереотип о менеджерах раздражает больше всего?

Toss: Наверное, то, что большинству менеджеров в Standoff ещё нет и пятнадцати. Восемнадцатилетних можно по пальцам пересчитать. И ещё: будто вся наша работа — найти праки и пойти спать. Это не так.

Ты когда-нибудь жалел, что выбрал этот путь?

Toss: Скорее этот путь выбрал меня. Я не искал специально работу в киберспорте, всё случилось постепенно. И как-то стало родным.

Toss позирует с артом от фаната 
Toss позирует с артом от фаната 

Финалочка

Менеджеры в киберспорте — это всерьёз и надолго? Или нас всех заменит автоматизация?

Toss: Менеджеры останутся. Без них никуда. Игроки не должны отвлекаться ни на что, кроме игры. И если честно, я не могу себе представить, как автоматизировать всё то, с чем мне приходится сталкиваться каждый день.

И напоследок: если бы ты мог оставить после себя «учебник менеджера», что было бы на первой странице?

Toss: Найти праки. И лечь спать.

Toss «нашел праки и спит»
Toss «нашел праки и спит»