Diana

В чем проблема женского киберспорта?

От стереотипов до реальных барьеров: что или кто на самом деле тормозит индустрию? Ищем виноватых вместе.

Женский киберспорт – это не просто соревнования, это отражение общества, его установок и предвзятости. Несмотря на многомиллионные призовые фонды и растущий интерес, девочки по-прежнему остаются за бортом реального компетитива. 

Но только лишь комьюнити виновато в слабом прогрессе «слабого пола» или прекрасные дамы сами стреляю себе в ногу? 

Предтеча 

Фигуристки с гимнастками купаются во всенародной любви. Теннисистки, волейболистки, пловчихи, биатлонистки, легкоатлетки и даже метательницы ядра — давно не вызывают ехидных ухмылок на лицах скептиков. У футболисток с хоккеистками — похуже, но терпимо. Складывается впечатление, что за разом выхватывают только девы с приставкой кибер-. 

Во многом это объясняется юностью гейминговой индустрии. Чтобы добиться настоящего признания, женскому футболу понадобилось 128 лет! Почти столько же хоккею и теннису. 

Официальной датой начала киберспорта принято считать 1997-й. В этом году в США прошел первый крупный турнир по игре Quake под названием Red Annihilation, который собрал тысячи участников и привлёк внимание к компьютерным соревнованиям как к потенциальному спортивному явлению. 

Что же до мейн дисциплин, то:

  • Counter-Strike — первые крупные турниры: 2001 год.
  • Dota — первые турниры по DotA: 2005 год, первый The International (Dota 2): 2011 год.

Иными словами — вековой истории нет не то, что у женского кибера, а у всей индустрии. Но борьба за место под софитами уже началась. 

Источник: sportishka.com

Война не в ту сторону

Битва двойных Х хромосом за место в киберспортивном ДНК идет разом по трем направлениям:

  1. Женщины против мужчин.
  2. Женщины против женщин.
  3. Женщины против стереотипов.

Женщины против мужчин 

Гендерные баталии — визитная карточка любого компетитива, где есть чат и войс. Заслышав тонкий голос, иные считают своим долгом отправить его обладательницу на кухню, обозвать и посоветовать удалить игру. Подчас обидные напутствия отнюдь не связаны с качеством исполнения. Добротная стата может и вовсе послужить поводом для руина из принципа. Благо, последним занимаются единицы, ущемленные перспективой быть протащенными девчонкой. 

И не приведи Габен отыграть плохо! То, что обычному геймеру спустят по «семейной» скидке, для девушки выльется в буллинг до конца матча. 

Другая сторона медали — неуместный флирт, когда в ответ на звуковой сигнал сильная половина команды превращается в филиал Тиндера. А фокус с вражеского трона смещается на возраст, место проживания, наличие парня и размер сисек. 

Конечно, такое происходит не всегда. Если еще 10 лет назад женщина в тиме действительно производила «вау»-эффект, то ныне градус подостыл. Но катка на катку не приходится, и проблемы есть. 

Источник: YouTube Dota PMA

Женщины против женщин

Вторым неочевидным противником девушек в играх выступают они сами. Как правило, маховик травли запускает ревность. Последнюю рождает так называемый «синдром п###ы в поле», при котором интерес парней сосредотачивается на единственной тян в команде. Последней это льстит, потому что основная цель — не победа, прирост циферок или невинный досуг, а лут внимания вне зависимости от качества. Чем больше — тем лучше! 

В такой концепции вторая женщина воспринимается как конкурентка, даже если не стремится «вызвать огонь на себя». Ее простое присутствие в чате — уже челлендж, подсознательный сигнал о неуникальности, бьющий по ЧСВ хлеще Walrus PUNCH! Отсюда попытки дискредитации оппонентки, активная или пассивная конфронтация. И мизогинные настроения. 

Итого:

  • Одни дамы активно выживают «соперниц», извращая суть компетитива.
  • Другие ожесточенно обороняются, отстаивая право на коммуникацию.
  • Остальные прикрывают роток на замок с нулевой во избежание казусов. 

Парадокс — все три типа абсолютно разные, но в их основе единый фундамент — глубинное нежелание играть с людьми своего пола. 

Источник: cyber.sports.ru

Женщины против стереотипов

С ранних лет девочек и мальчиков учат воспринимать досуг по-разному. К первым зачастую относятся как к тем, кто должен выбирать «женственные» увлечения — танцы, книги, «беби бонов» с эффектом зловещей долины. Компьютеры и консоли чаще становятся подарками для пацанов, а игры киберспортивного направления вообще мало кто видит как подходящую деятельность для маленьких принцесс. Даже если интерес к таковым есть, он либо подавляется, либо воспринимается как временное увлечение. В результате многие девушки вступают в мир гейминга с задержкой, что влияет на их навыки и уверенность.

Если обобщить, то стереотипы начинаются с мантры «тыжедевочка». 

В тыжедевочках убивают здоровую конкуренцию, воспитывая в духе послушания и полного подчинения авторитетам. Итог: страх перед принятием решений, слабое стремление к самореализации, сниженные способности ставить и достигать цели.

Если закоренелые тыжедевочки добираются до Доты, то присаживаются на Цмок, бегают 0:12 и по кд таскают ресы, потешая скилловую публику. Часто, им даже не рассказывают об иных опциях, приглашая в игру. Максимум — помурчать в дисике. 

Откуда че возьмется? 

Источник: playground.ru

Проклятая физиология 

Объективно — мужчины и женщины действительно разные. Как минимум, гормонально. Лютеиновая фаза в 10-14 дней и пресловутая менструация — не шутки. А набор всевозможных приколов, включая проблемы с памятью, тошноту, судороги в мышцах и затяжной понос. Не говоря о болях, которые в отдельных случаях купируются только внутримышечно. Это происходит каждый месяц, и каким бы ты ни был гением — оно шатало твой прицел вместе с вестибуляркой.

 И, конечно, даже при прочих равных только лишь данный фактор делает огромную разницу между «М» и «Ж». Именно поэтому женщинам справедливо соревноваться только с женщинами. 

Источник: cironline.ru

1 vs 5 

Интернет не балует глобальными статистическими исследованиями, поэтому возьмем гейминг в миниатюре! 

Эксперты ВШЭ выяснили, что 75,3% студентов мужского пола играют в соревновательные онлайн-игры как минимум несколько раз в месяц. Среди женщин такое хобби встречается гораздо реже: только 20,2% студентов женского пола интересуются онлайн-играми.

Согласно этому же исследованию, от общего процента мужчин 33,4% играют ежедневно, от женщин — всего 5,5%.

Этот анализ довольно показателен, т.к. обозревает самую подходящую по возрасту ЦА — вышедшую из под родительского контроля, но еще не загнанную в рабочую рутину. 

Далее простая математика:

За общее число возьмем 10 000 — 4500 мужчин, 5500 женщин. 

33,4% от 4500 мужчин = 1485 человек.

5,5% от 5500 женщин = 302 человека.

1485 заядлых геймеров против 302 — разница почти х5.

То есть в пять раз меньше релевантной конкуренции и потенциальных тиммейтов для выхода на просцену. За вычетом откровенных нубов и тех, кому профессиональный кибер как Габену «IV акт» — цифра неизвестная, однако определенно смешная.

Просцена курильщика

Еще одна причина, почему женщины не сильно преуспевают в киберспорте — отсутствие ясных перспектив. Актуальных турниров мало, еще меньше — их аудитория и призовые фонды. 

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в непопулярные события, девушки не хотят оллинить ради призрачного шанса вынести полугодовой бюджет офисного клерка раз в н-лет, общий уровень скилла падает. Зрители не хотят смотреть обрезанную версию «тру» ивентов. Нет аудитории — нет финансирования. Круг замыкается.

Небинарные лайфхакеры

Последний гвоздь в крышку урны фем-компетитива забивают трансгендеры. Хитрюги уже давно повадились нагло забирать чужой хлеб. Обычно это парни, которые не взлетели среди себе подобных и выбрали путь наименьшего сопротивления без лива из кибера. 

В 2к24 биологические мужчины не только доминируют над биологическими женщинами в традиционных видах спорта, но и харасят на лайнах. Осталось добавить инвайты по SJW-квотам и GGWP. 

Риск, что после  нескольких лет ноулайф задроства тебя сместит крашеный мужик, конечно, добавляет адреналина, но прельщает слабо. Неудивительно, что девчонки мешкают. 

Тем более, примеры уже есть. Взять хотя бы Game Changers — турнирную серию по League of Legends для женщин «и иных уязвимых гендеров».

Или нашумевший в свое время состав TSM по CS:GO, где из четырех девушек реальной была только одна. 

Загрузка карусели ...

Так кто или что все-таки тормозит женский киберспорт?

Всё понемножку! И стереотипы, и токсичные тиммейты, и сами женщины, путая игру с «игрищами», а еще повестка и недостаток ресурсов. 

С одним бороться анрил, с другим себе дороже, но относиться к женщине в команде как к обычному игроку — в наших силах. Тогда и серьезно настроенные геймерши лучше раскроются, и флиртушки пропадут в отсутствие бурного мужского внимания.

А дальше за качеством, глядишь, и количество подтянется, а за ним — еще большее качество. И так по нарастающей! 

Читайте также